02:02
Литье металлических стекол ( с membrana.ru)

Инженеры сетуют, что пластмассы чрезвычайно технологичны, но, увы, не слишком прочны. Металлы, наоборот, прочны, но куда сильнее ограничены в широте методов изготовления изделий. Соединить преимущества этих «двух миров» удалось исследователям из Йеля.

Ян Шрирс (Jan Schroers) и его коллеги в серии экспериментов доказали, что возможно создание конструкционного материала и технологии производства изделий из него, которые одновременно обеспечили бы очень высокие скорость, точность и лёгкость обработки, как у пластмасс, с прочностью и износостойкостью, как у лучших сортов стали.

Ещё в 2009 году Ян со товарищи разработали технологию литья из металлического стекла деталей микро- и нанометрового масштаба. Теперь учёные продолжили эту линию опытов и обратили пристальное внимание на так называемые объёмные металлические стекла (bulk metallic glasses — BMG) и на макроскопические изделия из них.

В своей новой работе Шрирс продемонстрировал, что целый ряд сплавов BMG, разработанных в последнее время, прекрасно подходит для создания предметов методом выдувной формовки (blow molding). Команда исследователей создала несколько сложных форм для изготовления деталей, в том числе бесшовных металлических бутылок, миниатюрных резонаторов для микроэлектромеханических устройств и биомедицинских имплантатов.

Все эти предметы учёные получали менее, чем за минуту. При этом исключалась необходимость в последующей обработке изделия, расход материала был невелик, а точность соблюдения формы — великолепная. С обычной сталью такого эффекта добиться нельзя, не поплатившись прочностью (возникновением внутренних дефектов после обработки) и долговечностью.

Авторы опыта сравнили различные характеристики стали, алюминиевых сплавов, пластмасс и металлических стёкол типа BMG, содержащих титан, медь, цирконий, алюминий и ряд других элементов.

Оказалось, что хотя по стоимости BMG сравнимы со сталью высокого класса, они выигрывают в прочности и притом значительно дешевле в обработке. «Выдувная формовка заменяет сразу три традиционных процесса изготовления пустотелых металлических деталей — формовку (литьё) половинок изделия, соединение частей, финишную обработку», — поясняет пресс-релиз Йеля.

Важно, что температура формовки (без дефектов и с хорошим заполнением формы) у новых BMG оказалась примерно сопоставима с аналогичным параметром для пластмасс и заметно ниже, чем, к примеру, у алюминиевых и титановых кристаллических сплавов. (Тонкости предлагаемой технологии можно найти в статье в журнале Materials Today.)

Любопытно, что среди авторов новой работы есть представитель американской компании Liquidmetal Technologies, занятой коммерциализацией аморфных металлических сплавов и продающей на рынке несколько сортов таких материалов под торговой маркой Vitreloy. Можно надеяться, что разработка физиков из Йеля тоже окажется на рынке. Шрирс считает её «новой парадигмой обработки металлов» и сравнивает её потенциальное влияние на общество с тем, что оказало бурное развитие индустрии пластмасс в XX веке.

Категория: околонаучное | Просмотров: 1416 | Добавил: OlgaTheK | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 6
1 OlgaTheK  
2
А мне все вопрос, как это улучшит мотоциклы biggrin

2 solnze11_07  
2
OlgaTheK у нас очень большая тема CFRP Carbon fiber reinforced plastic.

3 OlgaTheK  
2
Думаю упрощение производства не помешало бы smile Я как-то по делу была в одной фирме, очень интересно (конечно, единичные детали дорого, потому что надо форму делать) изготовление всяческих штук для обвеса из армированного полиуретана - делают же непотопляемые лодки из него.
Тем более, что можно задать прочность и характеристики материала smile
С утра Сергею задала вопрос, а зачем мафлер делают из карбона? Ради 3 кг разницы? В-общем, ищу ответ smile

4 solnze11_07  
2
да-да 3 кг! смотря какой мотор, на 150,000км можно много СО2 сэкономить (кучу денег при наших ценах на бензин) я тебе могу таблицу скинуть как мы тут с кг сражаемся. У меня было предложение - всех в фитнесс-клуб tongue

прочность у CFRP есть, но проблема в том, после аварии такой материал обработке не подлежит :(( и тогда становится очень дорого angry


6 OlgaTheK  
1
В том -то и дело, что крупная деталь иногда может даже стать перфорированной от попадания нескольких мелких камней, коих у нас на дорогах , как капель в океане.

5 solnze11_07  
2
да и карбон сейчас в моде

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]