О сертификации шлемов
Мотоциклетный шлем должен обеспечивать защиту головы при различных видах воздействия, которое может произойти при аварии. К наиболее вероятным воздействиям можно отнести удар, трение, прокалывание. Однако существует важная проблема: шлем должен защищать как от наиболее вероятных мелких аварий — несильное воздействие, так и от маловероятных, но не менее опасных, сильных воздействий. То есть шлем должен предотвратить неприятности любого рода: защитить мозг от мелких сотрясений и спасти жизнь в критической ситуации (в этом случае мелкие повреждения неизбежны — важно не допустить смертельного разрушения). 


Наружная прочная оболочка шлема прекрасно защищает внутренности от проникновения ударяющий предметов и поглощает часть энергии. Другую часть защитной работы выполняет внутренний амортизирующий слой, который, деформируясь, поглощает кинетическую энергию. При ударе жесткая скорлупа очень быстро останавливает движение самого шлема, но голова внутри него продолжает двигаться и ударяется о внутреннюю оболочку, а внутри головы продолжает движение мозг и ударяется о стенку черепа. Внутренняя оболочка должна как можно более плавно погасить это движение. Скорость, с которой происходит деформация указывает на плотность (жесткость) поглощающего материала. Чем плотнее этот слой, тем более шлем устойчив к сильному удару и тем выше уровень защиты в критических условиях, но при этом повышается вероятность получить сотрясение мозга даже при несильном ударе. Поэтому можно оперировать понятием «жесткости шлема» (мягкости). Решение проблемы жесткости является важным для всех производителей мотошлемов. Скорость торможения выражается в ускорении (точнее, замедлении). Критичным для жизни по разным исследованиям является значение 200G и более. Как мы увидим дальше, эта цифра гораздо ниже той, которую нам могут предложить производители мотошлемов.

В разных странах безопасность мотоциклистов регулируются различными положениями, единого мирового стандарта, определяющего параметры безопасности мотошлемов не существуют. Сертификацией мотошлемов занимаются как государственные организации, так и частные компании, различаются и методики тестирования. Шлемы имеющие какой-либо сертификат безопасности имеют соответствующую маркировку. Отметки обычно размещаются в нижней затылочной части шлема.

Сертификация мотошлемов Сертификация мотошлемов

Стандарт D.O.T. FMVSS-218 принят в США и Канаде и поддерживается правительствами этих стран. Все мотошлемы, продаваемые в этих странах должны быть сертифицированы по методике DOT и иметь соответствующую маркировку. Американский федеральный стандарт безопасности механических транспортных средств определяет методику тестирования шлема. Испытания по этой методике должен производить производитель, и, при условии соответствия результатов тестирования, имеет право наносить на продукцию конкретного модельного рядя маркировку DOT. Таким образом, маркировка «DOT» информирует о том, что производитель самостоятельно заявляет об соответствии шлема предъявляемым требованиям. Авторизованные организации выборочно проверяют производителей, которые заявляют о прохождении тестов DOT. Тестирование DOT происходит при средних воздействиях и соответствуют наиболее авариям на небольших скоростях, но максимально допустимое ускорение по методике составляет 400G. А это в два раза превышает критическое значение!


Мемориальный фонд Snell Snell Memorial Foundation — некоммерческая организация в США, которая проводит добровольную сертификацию вело-, авто-, мотошлемов, а также других устройств для защиты головы. До недавнего времени для мотошлемов использовался только стандарт Snell M2005. С октября 2009 года введен Snell M2010. Различия между этими вариантами кардинальные!


Требования для прохождения тестов Snell M2005 самые жесткие по сравнению с другими методиками. Для сертификации Snell производитель должен передать в лабораторию 5-6 экземпляров модели шлема, в зависимости от его типа, четыре из них используются в тестах, а пятый остается в музее. Другим важным условием является периодическое повторное тестирование сертифицированных шлемов, купленных в розничной сети.


Методы используемые DOT устарели, и не отвечают современным представлениям о безопасности шлемов. Snell имеет серьезное влияние на общественное мнение в США и Канаде, поэтому многие производители мотошлемов, продукция которых продается в Северной Америке, считают обязательным иметь, помимо обязательного DOT, сертификат Snell. Общая философия Snell сводится к тому, чтобы шлем выдерживал как можно более сильный удар, в итоге — шлемы сертифицированные Snell самые «жесткие», но все они имеют или два слоя во внутренней оболочке разной жесткости, в попытке компенсировать общую высокую плотность. Snell подвергается критике за, возможно, излишние требования к жесткости; существует разумное мнение, что важнее выдерживаемого удара максимальное ускорение которое он придает голове при этом ударе. «Убийца» — самый сложный тест Snell: заключается в двойном ударе об стальную болванку размером с кулак. Первый удар — с энергией 150 джоулей, которая соответствует падению объекта массой в 5 кг с высоты в 3 метра. Это очень сильный удар, кроме того — точечный. Второй удар — в то же место, но с энергией в 110 джоулей. Чтобы пройти тест, шлем не должен передать голове ускорение больше чем 300G в любом из тестов. Критика заключается в том, что мотоциклисты не падают по несколько раз одним и тем же местом на металлические шары, и гораздо важнее способность плавно остановить голову при любом ударе а не только при самом сильном. Фонду Snell рекомендовано усложнять тесты не по пути усиления воздействия, а по ужесточению требований к максимальному допустимому ускорению. Однако в Snell полагают, что 300G это допустимое значение и изменено оно будет только когда появятся данные опровергающие это.

Однако 50 стран принявшие стандарт ECE 22-05 полагают иначе. По результатом исследований в Европейском союзе современные шлемы слишком жесткие, и эффективно поглощают энергию только при критическом воздействии. Максимальное ускорение которое может передать шлем голове составляет 275G. Стандарт ECE по требованиями схож с DOT, но сильно отличается в методиках испытаний. По процессу тестирования европейский стандарт отклоняется в сторону менее жесткого регламента, что дает возможность шлему, например, свободно вращаться при падении в стандартном тесте. Это является, в свою очередь, поводом для критики от Snell, которая заявляет, что такая методика требует гораздо больших серий испытаний, чем производится при тестировании и не гарантирует получения верных результатов. В отличие от других методик, ECE 22-05 проводит тесты не только с защитной оболочкой шлемов и проверку на разрыв креплений, но и на истирание и разрыв ремешков.

Видимо общественное давление и опыт Европы все-таки вынудил Snell значительно переработать требования в новой версии стандарта. Корни проблемы заключаются в коммерческой составляющей. В США Snell — организация с весомым мнением, что обеспечивает лучшие продажи сертифицированных ими шлемов. Но производители шлемов, сертифицирующие их по методике M2005 не могут пройти с теми же моделями тесты ECE 20-05. Это значит, что ориентация такого производителя на европейский рынок лишает Snell клиента, который хоть и добровольно, но не бесплатно сертифицирует у них свою продукцию. Поэтому крупный мировые производители мотошлемов выпускают различные версии одних и тех-же шлемов для Европы и Северной Америке (а иногда еще и для Японии, и Великобритании). Новый стандарт Snell по требованиями сравнялся с европейским, наиболее важным изменением является предельно допустимое значение переданного ускорения в 275G (а для шлемов большого размера и того меньше). Кроме того, в новой редакции введены разные критичные значения параметров в зависимости от размеров головы (шлема).

Еще один строгий стандарт из Великобритании — BSI 6658 A. BSI отличается жесткими требованиями к тестируемым экземплярам. Сертификации подвергается не модель шлема, а каждая произведенная партия, из которой для экспериментов передается определенный процент экземпляров (для партии из 500 шлемов — 5 штук, для партии 1200˜—2000 — 20 штук). Сертификационные наклейки выпускаются в количестве для маркировки конкретной партии в том случае, если все испытуемые шлемы прошли тесты. Тестирование по методике BSI схоже с тестированием Snell и требует, чтобы шлем выдерживал очень сильные удары.

Еще одна проблема при тестировании шлемов заключается в том, что Snell M2005 и BSI требуют чтобы вес "головы" в тестах для шлемов всех размеров был одинаков. То есть шлем размера XXL должен быть способен противостоять тому же абсолютному значению энергии воздействия, что и шлем размера XS. Можно услышать замечание: "ну и что, разные шлемы ударяются об асфальт с одинаковой силой!", но это не так. Во-первых важно воздействие которое получает голова при ударе о шлем, а не шлем при ударе об поверхность. Во-вторых более легкая голова получает меньшее ускорение при аварии. Что это означает на практике? Для владельца крупной тяжелой головы разница в жесткости шлемов например Snell и ECE будет незаметна, он она будет существенна для легкой головы.

В России безопасность мотоциклистов регулируется положением ГОСТ Р 41.22-2001: "Защитные средства для головы, включая шлемы, защитные приспособления для глаз, ушные противошумные вкладыши, защитные резиновые кольца наушников, защитные средства для зубов и капюшоны". Этот стандарт регламентирует, в частности, методику испытания на амортизацию удара, жесткость шлема, трение, испытания ремешков. Например, максимально допустимое ускорение головы, по российскому стандарту не должно превышать 275G, что соответствует требованиям европейского стандарта. Однако, несмотря на, возможно современные требования, в России не производятся мотоциклетные шлемы, которые могли бы представлять интерес для основной массы мотоциклистов.


В Японии действует промышленный стандарт JIS T 8133:2007 (Protective helmets for motor vehicle users). JIS — Japan Industrial Standarts — японские индустриальные стандарты, набор требований, используемый в промышленности Японии. В Японии не только запрещено продавать шлемы не соответствующие стандарту JIS, но и использовать их.



SHARP — Safety Helmet Assessment and Rating Programme — английская программа оценки безопасности защитных шлемов — проект министерства транспорта Великобритании. Программа стартовала осенью 2007 года и первые рейтинги шлемов были представлены в июне 2008. По заявлению SHARP — методика их тестирования дает комплексную оценку безопасности шлема, а не соответствие шлема одному из стандартов, которая разработана с оглядкой на реальные условия и статистику воздействий (направление и силу ударов) на шлем при авариях. Испытания проводятся по смешанной методике, в которой использованы тесты из стандартов BSI 6658 и ECE 22.05. Первые же результаты вызвали море дискуссий: топовые модели шлемов всемирно известных производителей признанных за качество продукции получили рейтинг ниже, чем дешевые модели брендов, традиционно считающихся производителями «бюджетной» продукции. SHARP, как и Snell, активно рекламирует самого себя: «При покупке шлема ищите на нем логотип SHARP и проверьте его рейтинг» — говориться на официальном сайте. 

Что в итоге? Какой шлем лучше — «жесткий» или «мягкий» Snell 2005 или ECE? В идеальном случае, шлем должен удовлетворять обоим стандартам. Какой же шлем выбрать? — какой нравиться. Все крупные производители шлемов конкурируют между собой и, видимо, добросовестно стараются сделать шлемы наиболее безопасными. По независимым испытаниям Дэвида Тома (David Thom, http://www.ci-dynamics.com) все проверенные шлемы сертифицированные только DOT, выдерживают гораздо более сильные удары, чем требует этот стандарт, а многие шлемы Snell M2005 допускают максимальное ускорение соответствующее европейским стандартам. Новый стандарт M2010 вовсе нивелирует разницу между Snell и ECE. Все стандарты разработаны специалистами в различных областях, затрагивающими безопасность мотоциклиста и нет оснований не доверять какому либо из них. Кроме того — следует помнить, что смерти, наступившие в результате черепно-мозговых травм мотоциклистов даже в сертифицированных шлемах, произошли при таких условиях, что даже если гипотетический шлем смог-бы защитить голову, то гибель все равно бы наступила бы в результате других травм.


Источник: http://bikermd.com/index.php?newsid=67
Категория: экипировка и гаджеты | Добавил: OlgaTheK (08.05.2011) | Автор: OlgaTheK
Просмотров: 3100 | Комментарии: 4 | Теги: Helmet, сертификация, Шлем | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 4
1 GSXRider  
2
Я в своем Шое буду даже сексом заниматься: потому что БЕЗОПАСНО wink

2 OlgaTheK  
1
Ты в таком случае обречешь себя на ряд проблем, связанных с затруднениями в оральном сексе - если, конечно, у тебя интеграл. Флиппер и открытый не помешают особо, может даже придадут пикантности smile
happy

3 Batman  
1
Британский институт стандартов 1950-х годах первый ввел шлемы как обязательное условие безопасности, а в Австралии с 1960 года самый жесткий стандарт! SHARP бьет 33 шлема - это о чем-то говорит. И явная клевета со стороны недобросовестных, направленных на чистую коммерцию и сбыт производителей, говорит что эта организация работает без скрытых контрактов с разными производителями шлемов, у них там серьезные проверки по взяткам и "договорчикам", присылаются регулярно люди которые предлагают взятки и т.д. (Это не наша страна! у нас давно бы договорились.)

4 OlgaTheK  
1
Результаты могут быть нормальные, как их будут трактовать маркетологи - другой вопрос.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]