Мотоциклетный шлем должен обеспечивать защиту головы при различных видах воздействия, которое может произойти при аварии. К наиболее вероятным воздействиям можно отнести удар, трение, прокалывание. Однако существует важная проблема: шлем должен защищать как от наиболее вероятных мелких аварий — несильное воздействие, так и от маловероятных, но не менее опасных, сильных воздействий. То есть шлем должен предотвратить неприятности любого рода: защитить мозг от мелких сотрясений и спасти жизнь в критической ситуации (в этом случае мелкие повреждения неизбежны — важно не допустить смертельного разрушения).
Наружная прочная оболочка шлема прекрасно защищает внутренности от проникновения ударяющий предметов и поглощает часть энергии. Другую часть защитной работы выполняет внутренний амортизирующий слой, который, деформируясь, поглощает кинетическую энергию. При ударе жесткая скорлупа очень быстро останавливает движение самого шлема, но голова внутри него продолжает двигаться и ударяется о внутреннюю оболочку, а внутри головы продолжает движение мозг и ударяется о стенку черепа. Внутренняя оболочка должна как можно более плавно погасить это движение. Скорость, с которой происходит деформация указывает на плотность (жесткость) поглощающего материала. Чем плотнее этот слой, тем более шлем устойчив к сильному удару и тем выше уровень защиты в критических условиях, но при этом повышается вероятность получить сотрясение мозга даже при несильном ударе. Поэтому можно оперировать понятием «жесткости шлема» (мягкости). Решение проблемы жесткости является важным для всех производителей мотошлемов. Скорость торможения выражается в ускорении (точнее, замедлении). Критичным для жизни по разным исследованиям является значение 200G и более. Как мы увидим дальше, эта цифра гораздо ниже той, которую нам могут предложить производители мотошлемов.
|